Не нужно быть автомобильным экспертом, чтобы понять: если дизель плохо заводится и дымит – это не к добру. Ну не может исправно работающий движок неожиданно «запыхтеть» и продолжать работать дальше, как ни в чем не бывало. А значит выход из этой ситуации, к сожалению, только один. И это ремонт «пламенного сердца» вашего верного металлического коня.
Но перед тем как отправляться на СТО (желательно не своим ходом), можно упростить работу специалистов, а именно обратить внимание на цвет дыма, который выделяется мотором. Ведь данная информация позволит в дальнейшем более точно диагностировать проблему и в максимально короткие сроки эффективно устранить проблему.
Дизель дымит сизым дымом
Чаще всего водители сталкиваются с проблемой, когда дизель дымит сизо-белым дымом, в котором любой, даже не самый чуткий нос учует запах несгоревшего топлива. Подобная неисправность объясняется тем, что солярка в цилиндре сгорает не полностью. Она скапливается на раскаленных деталях выпускного тракта и просто-напросто испаряется на них, давая тот самый дым.
Основной причиной этой неисправности часто является некорректная работа топливной аппаратуры. Технические специалисты в данном случае ставят один из следующих диагнозов:
- Нерабочее состояние цилиндра (одного или нескольких).
- Опережение впрыска происходит под более поздним углом, чем необходимо.
- Приближающийся ремонт топливной аппаратуры,таких как форсунки или топливный насос высокого давления (ТНВД).
Само собой разумеется, что лишний раз заводить машину в таком состоянии не рекомендуется. Не говоря уже о том, чтобы активно ее эксплуатировать. Но стоит отметить, что все вышесказанное относится к той ситуации, когда сизо-белый дым выделяется мотором постоянно. Если холодный двигатель при запуске очень сильно «чадит» и «кашляет», но потом, прогреваясь, возвращается к стабильной работе, то тут возможны два варианта:
- Отказ одной или нескольких свечей накаливания. Выходом из этой ситуации станет замена названных расходников.
- Неисправность одного цилиндра. Проблема может заключаться в том, что цилиндр не работает на холодном «движке», но постепенно включается в рабочий процесс. В таком случае потребуется диагностика и ремонт.
Почему дымит дизель: черный дым
Несколько более редкая проблема – это черный дым, который начинает испускать двигатель при резком нажатии на педаль акселератора. Подобное же может происходить и при работе мотора под нагрузкой. Как правило, черный дым – это результат некорректной работы топливной аппаратуры, чаще всего форсунок, или слишком раннего угла опережения впрыска.
В случае неисправности форсунок может происходить избыточное распыление топлива или его подача в неправильный момент, что приводит к неполному сгоранию и появлению черного дыма. Также это может сигнализировать о том, что требуется замена или ремонт топливных элементов.
Но, вопреки распространенному мнению, чернота дыма не говорит о катастрофических поломках. Как раз-таки наоборот: если при сизом дыме вообще не рекомендуется заводить двигатель, то с черной дымной пеленой даже можно ездить. Только с ремонтом все равно затягивать не стоит, ведь если одна из вышеописанных причин появления черного дыма не будет устранена, то это чревато разрушением форкамер, а затем – полным или частичным уничтожением перемычек и плавлением поршней.
Не стоит беспокоиться, если двигатель одиночно и избирательно «кашляет» черным дымом. Такую ситуацию можно даже назвать вполне штатной. Иногда, для ее устранения требуется только регулировка зажигания. В любом случае, настоятельно рекомендуется прибегнуть к помощи настоящих профессионалов своего дела, которые работают в «Слобода Дизель Сервис». Ведь только здесь вы найдете опытных людей, специализирующихся на ремонте топливной аппаратуры дизельных автомобилей.
Дизель дымит синим дымом
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться владельцы дизельных автомобилей, – это синий дым. Он часто сигнализирует о попадании масла в камеры сгорания. Причинами могут быть:
- Износ маслосъемных колец.
- Повреждение турбокомпрессора.
- Утечки масла через сальники клапанов.
Синий дым – это серьезный сигнал, и эксплуатировать автомобиль в таком состоянии не рекомендуется. Однако важно также проверить топливную аппаратуру, так как неисправности в ней могут приводить к аналогичным внешним проявлениям.
Наглядная таблица причин и решений
Цвет дыма | Возможные причины | Рекомендуемые действия | Допустимо ли ездить? |
---|---|---|---|
Сизо-белый дым | Несгоревшее топливо Неработающий цилиндр Поздний угол впрыска Неисправность топливной аппаратуры | Проверить свечи накаливания Диагностика цилиндров Проверка и настройка угла впрыска Ремонт или замена элементов топливной системы | Нет |
Черный дым | Ранний угол опережения впрыска Неисправность форсунок Неправильная работа ТНВД | Регулировка зажигания Проверка форсунок, их чистка или замена Диагностика и ремонт ТНВД | Временно возможно |
Синий дым | Попадание масла в камеры сгорания Изношенные маслосъемные кольца Повреждение турбокомпрессора | Проверить турбину Заменить маслосъемные кольца Провести диагностику топливной аппаратуры и устранить утечки | Нет |
Нет дыма, но есть запах | Микроподсос воздуха Неисправность клапана EGR | Проверить систему подачи воздуха Диагностика клапана EGR | Зависит от интенсивности |
Рекомендации по уходу за топливной аппаратурой дизельного двигателя
- Регулярное обслуживание:
- Меняйте топливные фильтры согласно рекомендациям производителя.
- Используйте качественное топливо, чтобы избежать загрязнения форсунок и ТНВД.
- Профилактическая чистка:
- Регулярно проводите чистку форсунок и проверку топливного насоса.
- Следите за качеством топлива:
- Используйте добавки для очистки топливной системы, особенно при переходе на зимний режим эксплуатации.
- Диагностика:
- Проводите плановую диагностику топливной аппаратуры каждые 30–50 тысяч километров пробега.
- Избегайте длительных перегрузок:
- Перегрев двигателя и работа на предельных оборотах негативно сказываются на топливной аппаратуре.