Не нужно быть автомобильным экспертом, чтобы понять: если дизель плохо заводится и дымит – это не к добру. Ну не может исправно работающий движок неожиданно «запыхтеть» и продолжать работать дальше, как ни в чем не бывало. А значит выход из этой ситуации, к сожалению, только один. И это ремонт «пламенного сердца» вашего верного металлического коня.

Но перед тем как отправляться на СТО (желательно не своим ходом), можно упростить работу специалистов, а именно обратить внимание на цвет дыма, который выделяется мотором. Ведь данная информация позволит в дальнейшем более точно диагностировать проблему и в максимально короткие сроки эффективно устранить проблему.

Дизель дымит сизым дымом

Чаще всего водители сталкиваются с проблемой, когда дизель дымит сизо-белым дымом, в котором любой, даже не самый чуткий нос учует запах несгоревшего топлива. Подобная неисправность объясняется тем, что солярка в цилиндре сгорает не полностью. Она скапливается на раскаленных деталях выпускного тракта и просто-напросто испаряется на них, давая тот самый дым.

Основной причиной этой неисправности часто является некорректная работа топливной аппаратуры. Технические специалисты в данном случае ставят один из следующих диагнозов:

  1. Нерабочее состояние цилиндра (одного или нескольких).
  2. Опережение впрыска происходит под более поздним углом, чем необходимо.
  3. Приближающийся ремонт топливной аппаратуры,таких как форсунки или топливный насос высокого давления (ТНВД).

Само собой разумеется, что лишний раз заводить машину в таком состоянии не рекомендуется. Не говоря уже о том, чтобы активно ее эксплуатировать. Но стоит отметить, что все вышесказанное относится к той ситуации, когда сизо-белый дым выделяется мотором постоянно. Если холодный двигатель при запуске очень сильно «чадит» и «кашляет», но потом, прогреваясь, возвращается к стабильной работе, то тут возможны два варианта:

  • Отказ одной или нескольких свечей накаливания. Выходом из этой ситуации станет замена названных расходников.
  • Неисправность одного цилиндра. Проблема может заключаться в том, что цилиндр не работает на холодном «движке», но постепенно включается в рабочий процесс. В таком случае потребуется диагностика и ремонт.

Почему дымит дизель: черный дым

Несколько более редкая проблема – это черный дым, который начинает испускать двигатель при резком нажатии на педаль акселератора. Подобное же может происходить и при работе мотора под нагрузкой. Как правило, черный дым – это результат некорректной работы топливной аппаратуры, чаще всего форсунок, или слишком раннего угла опережения впрыска.

В случае неисправности форсунок может происходить избыточное распыление топлива или его подача в неправильный момент, что приводит к неполному сгоранию и появлению черного дыма. Также это может сигнализировать о том, что требуется замена или ремонт топливных элементов.

Но, вопреки распространенному мнению, чернота дыма не говорит о катастрофических поломках. Как раз-таки наоборот: если при сизом дыме вообще не рекомендуется заводить двигатель, то с черной дымной пеленой даже можно ездить. Только с ремонтом все равно затягивать не стоит, ведь если одна из вышеописанных причин появления черного дыма не будет устранена, то это чревато разрушением форкамер, а затем – полным или частичным уничтожением перемычек и плавлением поршней.

Не стоит беспокоиться, если двигатель одиночно и избирательно «кашляет» черным дымом. Такую ситуацию можно даже назвать вполне штатной. Иногда, для ее устранения требуется только регулировка зажигания. В любом случае, настоятельно рекомендуется прибегнуть к помощи настоящих профессионалов своего дела, которые работают в «Слобода Дизель Сервис». Ведь только здесь вы найдете опытных людей, специализирующихся на ремонте топливной аппаратуры дизельных автомобилей.

Дизель дымит синим дымом

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться владельцы дизельных автомобилей, – это синий дым. Он часто сигнализирует о попадании масла в камеры сгорания. Причинами могут быть:

  1. Износ маслосъемных колец.
  2. Повреждение турбокомпрессора.
  3. Утечки масла через сальники клапанов.

Синий дым – это серьезный сигнал, и эксплуатировать автомобиль в таком состоянии не рекомендуется. Однако важно также проверить топливную аппаратуру, так как неисправности в ней могут приводить к аналогичным внешним проявлениям.

Наглядная таблица причин и решений

Цвет дымаВозможные причиныРекомендуемые действияДопустимо ли ездить?
Сизо-белый дым Несгоревшее топливо

Неработающий цилиндр

Поздний угол впрыска

Неисправность топливной аппаратуры

Проверить свечи накаливания

Диагностика цилиндров

Проверка и настройка угла впрыска

Ремонт или замена элементов топливной системы

Нет
Черный дымРанний угол опережения впрыска

Неисправность форсунок

Неправильная работа ТНВД

Регулировка зажигания

Проверка форсунок, их чистка или замена

Диагностика и ремонт ТНВД

Временно возможно
Синий дымПопадание масла в камеры сгорания

Изношенные маслосъемные кольца

Повреждение турбокомпрессора

Проверить турбину

Заменить маслосъемные кольца

Провести диагностику топливной аппаратуры и устранить утечки

Нет
Нет дыма, но есть запахМикроподсос воздуха

Неисправность клапана EGR

Проверить систему подачи воздуха

Диагностика клапана EGR

Зависит от интенсивности

Рекомендации по уходу за топливной аппаратурой дизельного двигателя

  1. Регулярное обслуживание:
    • Меняйте топливные фильтры согласно рекомендациям производителя.
    • Используйте качественное топливо, чтобы избежать загрязнения форсунок и ТНВД.
  2. Профилактическая чистка:
    • Регулярно проводите чистку форсунок и проверку топливного насоса.
  3. Следите за качеством топлива:
    • Используйте добавки для очистки топливной системы, особенно при переходе на зимний режим эксплуатации.
  4. Диагностика:
    • Проводите плановую диагностику топливной аппаратуры каждые 30–50 тысяч километров пробега.
  5. Избегайте длительных перегрузок:
    • Перегрев двигателя и работа на предельных оборотах негативно сказываются на топливной аппаратуре.